| | ѕисатель јндрей  окотюха: ≈сть схема, по которой можно объединить украинцев/»звестный писатель ищет аналоги сегодн€шних событий в украинской истории
—оциум

ѕисатель јндрей  окотюха: ≈сть схема, по которой можно объединить украинцев/»звестный писатель ищет аналоги сегодн€шних событий в украинской истории

суббота, 20 ма€ 2017, 15:45
ѕоделитьс€
перегл€нути статтю украњнською
ѕисатель јндрей  окотюха: ≈сть схема, по которой можно объединить украинцев/»звестный писатель ищет аналоги сегодн€шних событий в украинской истории


јндрей  окотюха

‘ото: ”Ќ»јЌ
ѕисатель јЌƒ–≈…  ќ ќ“ё’ј Ц один из самых плодовитых авторов в современной ”краине. √ероев дл€ своих романов теперь он ищет в прошлом и отмечает: аналогий с сегодн€шними событи€ми в истории нашей страны предостаточно. ¬ этом году ко ƒню Ќезависимости должна выйти экранизаци€ его исторического романа "„ервоный", котора€ рассказывает о двух украинцах-узниках √”Ћј√а Ц бойце ”ѕј ƒаниле „ервоном с «апада и советском летчике ¬икторе √урове с ¬остока, которые пытаютс€ вырватьс€ на волю. ¬ интервью "јпострофу" известный писатель рассказал о том, кака€ литература могла бы объединить украинцев, а также каких историй и героев не хватает современной отечественной культуре.
- —ейчас ты самый плодовитый писатель в ”краине. я думаю, больше теб€ просто никто и не написал. —колько у теб€ вообще книг?
- ”же 61.
- » теперь ты сам стал своим агентом и собственный интернет-магазин открыл дл€ этих книг.
- ƒа.  нижки заказывают сейчас меньше, но вначале, как только он по€вилс€, заказывали очень много. ј раньше заказывали через Facebook. » половина из тех, кто заказывает, Ц это киевл€не. “реть Ц это Ћьвов, города, которые имеют больше книжных магазинов, чем р€дова€ Ўепетовка. ѕочему-то из регионов, где книжных магазинов нет, книжек меньше и заказывают. ’от€ пишут из сел, но немного. ¬ основном это мегаполисы, хот€, казалось бы, мегаполисы сейчас плюс-минус обеспечены книгами. Ётот феномен пока дл€ мен€ непон€тен, но его, видимо, надо учитывать.
- ј как ты с издател€ми договариваешьс€ в этой ситуации? ѕолучаетс€, ты сам как будто перен€л их функции?
- Ќет, функции издател€ Ц только книжку издать, а дальше это дело площадок, на которых они продаютс€. »нтернет-магазин Ц это просто еще одна площадка. ј вообще, если бы у нас была друга€ страна или друга€ ситуаци€, то мне было бы достаточно комфортно работать в магазине обычным продавцом-консультантом. ј о том, чтобы быть владельцем магазина, € уже только могу мечтать. Ќа вс€кие большие книжные меропри€ти€ издатели очень прос€т, чтобы € пришел, потому что у мен€ получаетс€ продавать книги, причем не только свои.
- —кажи, пожалуйста, а каким ты представл€ешь своего читател€? “ы его знаешь?  то этот человек?
- ћой читатель Ц прежде всего, незнакомый мне человек, и желательно, чтобы мы никогда с ним не пересекались. Ёто люди, которые не знают мен€ лично, но где-то что-то услышали, зашли в книжный магазин, вз€ли книгу, прочитали аннотацию, где написан жанр, им эта книга понравилась, они ее купили. ћой читатель не ходит на творческие встречи со мной. » вообще большинство из тех, кто читает то, в чем работаю € (это, прежде всего, жанрова€ литература), не ходит на творческие встречи. ” тех, кто пишет стихи, ситуаци€ противоположна€. ” них на творческих вечерах полсотни людей, но книги там никто не покупает. » еще мой читатель Ц это человек с читательским опытом, потому что € ничего нового не открываю, € занимаюсь ремеслом.
- “о есть ты все-таки себ€ считаешь беллетристом?
- я бы сказал Ц ремесленник, € не стыжусь этого слова. ” —ерге€ ƒовлатова есть произведение, которое называетс€ "–емесло".
- "–емесло" Ц вообще прекрасное слово.
- Ѕыли ремесленные кварталы, и не надо стесн€тьс€ того, что ты как ремесленник выковал миллионы мечей из валирийской стали, как в "»гре престолов", или ремесленник может подковывать сотни тыс€ч лошадей, и все ход€т к нему, потому что знают, что у этого ремесленника лучшие подковы, например. я не считаю, что € занимаюсь чем-то сакральным.
- «наю, что ты был в Ћионе на фестивале детективной литературы, где была представлена тво€ книга, переведенна€ на французский, "јномальна€ зона", кажетс€.
- я был единственным украинцем за всю историю этого фестивал€. „то € там увидел: книги выгл€д€т красиво, нар€дно, но не шикарно. ¬ среднем 20-25 евро книжка там стоит, покетбук может стоить 10-15. “уда ход€т люди, в основном, нашего возраста, за 40, молодых людей € там меньше видел, и они станов€тс€ в очередь, чтобы купить книгу у автора, который им понравилс€. Ќо они покупают покетбуки, то есть это не сакральное отношение к книге. ќни купили, прочитали где-то себе на досуге, дл€ развлечени€. » они знают, что они сегодн€ потреб€т, чтобы завтра купить следующую. » так работает индустри€. ¬от таким € хотел бы видеть своего читател€.
- —кажи мне, пожалуйста, твой читательский опыт таким же образом формировалс€?
- ћой читательский опыт формировалс€ через одно место, как у многих, рожденных в ———–, которые не знали к своему стыду иностранных €зыков.  роме русского, конечно. ћой читательский опыт формировалс€ немножко шире, чем у обычного человека-книголюба, потому что € имел доступ к библиотечным фондам у себ€ в библиотеке, в городе Ќежине. я мог зайти в читальный зал, брать то, что выдают на руки, например, того же ƒюма или что-то другое.  роме того, € мог зайти в хранилище и найти книги, до которых не доходили руки, просто не выставл€ли. ¬ основном это переводна€ литература. Ќапример, € узнал, что ƒика ‘рэнсиса, автора известных детективных романов о конном спорте, переводили на украинский €зык. “акже на украинский €зык переводили известных тогда шведских авторов Ц ћай ЎЄвалль и ѕера ¬алЄ. ¬ообще много было украинских переводов, которые не выставл€ли почему-то широкой публике.
- ј ты помнишь, как записывались в очереди за журналом "¬сесв≥т", чтобы прочитать роман ћарио ѕьюзо " рестный отец"?
- я это помню. ¬ 1991 году в издательстве "—оветский писатель" вышел полный перевод романа ћарио ѕьюзо " рестный отец", а русский перевод был на 200 страниц меньше. » этим грешили все русские переводы. я очень любил развлекатьс€ Ц сравнивать украинские переводы советского времени с русскими. » украинские переводы были более полные, € это определ€л по сексуальным сценам. »з " рестного отца" в российской версии были изъ€ты практически все сексуальные сцены. ¬ украинской версии они все до одной были воспроизведены. “о же самое было в романах ѕера ¬алЄ и ћай ЎЄвалль. » украинский перевод "1001 ночи" был менее кастрированный, чем российский. Ќа украинском €зыке вышел роман ƒжозефа ’еллера "”ловка 22", он тогда называлс€ "Ћовушка дл€ дураков". ј на русском €зыке "”ловка 22" была издана в 60-е годы в сокращенном переводе, и то была потом запрещена к переизданию. ¬от как формировалс€ мой читательский опыт.
- “ы в те годы, € думаю, об этом не очень задумывалс€?
- я начал задумыватьс€ потом, когда уже стал учитьс€ в университете, когда мы начали догон€ть то, что не дочитали, не досмотрели, не дослушали, все, что было запрещено. — отставанием мы прочитали "Ћюбовник леди „аттерлей" в переводе —оломии ѕавлычко.  нига написана в 20-х годах, а мы прочитали в 80-х Ц это 60 лет отставани€ в развитии. » € считаю, что это плохо. » поэтому, вот так бежали с высунутым €зыком, чтобы догнать те же фильмы: " абаре" Ѕоба ‘осса нам показывали в конце 80-х, а фильм - начала 70-х. ” нас очень большие пробелы в культурном образовании.
- ј ты уже в это врем€ вел свой знаменитый список книг? Ќасколько € помню, ты фиксируешь все прочитанное и ежегодно даже даешь себе и своим читател€м отчет о том, что прочитал?
- я начал это делать в 1988 году. я помню, книга є1, записанна€ в этот список, Ц это детектив –остислава —амбука "1000 в сигаретной пачке". я действительно фиксирую прочитанное за год, количество дней, потраченных на это, и ставлю оценку сам себе 31 декабр€ каждого года, провожу среди себ€ опрос и пишу буквально такие опции: "в кайф" и "г*вно". », как правило, перва€ опци€ собирает за весь этот период от 20 до 25 книг, сколько бы € не прочитывал из года в год, а втора€ опци€ становитс€ все меньше.
- ѕотому что ты меньше читаешь?
- Ќет, просто больше возможностей выбора книги, уже все-таки отточенный опыт как читател€, ты чувствуешь, это тво€ книга или нет, ты даже интуитивно понимаешь, что на это не стоит тратить врем€. ¬озможно, литературный критик ёрий ¬олодарский и посоветовал бы мне эту книгу прочитать, или кто-нибудь другой
- Ќо ты не слышишь его советов?
- я его советов не слышу, у мен€ есть свои предпочтени€. ¬се-таки сейчас больше книг, среди которых можно выбрать, чем прежде. я про что говорю: независимо от количества прочитанного, это было от 40 до 90 в год, количество книг, от которых ты получил реальное удовольствие, все равно остаетс€ в пределах 20-25 штук.
ѕисатель јндрей  окотюха: ≈сть схема, по которой можно объединить украинцев/»звестный писатель ищет аналоги сегодн€шних событий в украинской истории


- независимо от количества прочитанного, это было от 40 до 90 в год, все равно количество книг, от которых ты получил реальное удовольствие, остаетс€ в пределах 20-25 штук

‘ото: Facebook јндре€  окотюхи
- Ќо в целом ты приоритет все равно отдаешь жанровой литературе? “ы ведь самый категоричный сторонник именно массовой литературы и, более того, ты все врем€ ее противопоставл€ешь так называемой элитарной литературе и литературе с верхней полки. “ы все врем€ борешьс€ за то, чтобы книжный шкаф был наполнен триллерами, детективами, мелодрамами, дамскими романами, то есть такой литературой, которую может употребить любой человек, скажем так.
- ¬о-первых, € по мере своих скромных сил борюсь, чтобы не было книг с верхней полки, чтобы можно было прот€нуть руку и достать книгу, чтобы она была доступна всем. ¬о-вторых, как автор действительно жанровой литературы € считаю, что автор, который это пишет, должен черпать опыт из всего спектра написанного. » € не сказал бы, что романы ”мберто Ёко Ц така€ уж массова€ литература. “ем не менее, € их читаю. я стараюсь читать все новинки, и это не всегда жанрова€ литература, не беллетристика всегда. Ќо чем хороша жанрова€ литература? јвтор, который себ€ уважает, будет принимать и адаптировать дл€ детективов или триллеров идеи, референсы, настроени€, подсказки, которые он прочитал, условно говор€, в романе  ена  изи "Ќад гнездом кукушки" или ћаркеса, или какого-нибудь другого представител€ нежанровой литературы.
- “о есть ћаркеса ты принимаешь?
- я принимаю все банальное, все жанры, кроме скучных.
- я знаю, ты тоже любишь эту фразу ¬ольтера, но скучное же Ц очень субъективно?
- ƒа, абсолютно точно. я считаю, что человек, который читает книгу, смотрит фильм, слушает музыку, ходит в театр на спектакль, в музей, в картинную галерею, ни в коем случае не ходит дл€ того, чтобы исповедатьс€. ѕрежде всего, это Ц дл€ при€тного провождени€ времени. ѕросто один развлекаетс€ на рок-концерте, а второй Ц на балете. ќдин ходит в ћолодой театр получать свою порцию развлечений, а другой ходит в цирк. ѕоэтому люба€ книга, если мы говорим о книгах, €вл€етс€ развлечением вкусовым. ≈сли кому-то нравитс€ јндрухович  ак мне говорил один знакомый, јндрухович Ц это попса дл€ филологов
- я знаю твою позицию относительно јндруховича и относительно ќксаны «абужко. ј к своему другу ∆адану ты так же относишьс€ или его читаешь с каким-то другим чувством?
- Ќет, €, кстати, к јндруховичу тоже прекрасно отношусь, потому что € не считаю его литературу скучной, просто она - дл€ другой целевой аудитории. я могу это восприн€ть, могу это употребить, но у него есть более благодарна€ целева€ аудитори€. “ак же, как и у моего кума —ерге€ ∆адана. Ѕолее того, [/url]—ергей ∆адан[url=https://apostrophe.ua/article/society/culture/2017-04-29/sergey-jadan-ya-znayu-ogromnoe-kolichestvo-patriotov-ukrainyi-kotoryie-govoryat-na-russkom-yazyike/11764] Ц уникальный в том плане, что он единственный, кто устраивает свои выступлени€ по билетам, так, как это делали раньше ћа€ковский, ≈сенин и другие. ћного кто делал так в 20-е годы. ќн сделал так, что ему плат€т пр€мо через кассу, и только за это его стоит уважать, а не ругать, что он берет деньги за свои выступлени€.  онечно, там определенна€ аудитори€, но если аудитории нравитс€ в качестве развлечени€ слушать стихи или концерты ∆адана, почему бы нет? ƒругое дело, что потребл€ть культурный продукт, нематериальное, ты можешь только без принуждени€. ≈сли ты делаешь это по принуждению, то это уже школьна€ программа получаетс€, или университетска€.
ѕисатель јндрей  окотюха: ≈сть схема, по которой можно объединить украинцев/»звестный писатель ищет аналоги сегодн€шних событий в украинской истории


—ергей ∆адан и јндрей  окотюха. ’арьков, 1995 год

‘ото: bukvoid.com.ua
», самое важное: не бывает истины в последней инстанции. Ќикакой культурный продукт не может претендовать на то, чтобы быть выше другого. Ѕегун не может быть лучше шахматиста, а боксер не может быть лучше пловца. ј сталевар не может быть лучше учител€ и наоборот. ѕоэтому, если мне говор€т, что существует абсолютна€ истина, что это Ц уровень художественной литературы, к которой надо стремитьс€, а все остальное Ц не уровень
- “о есть ты просто противник эталонов, так сказать, к которым, кстати, склонен ёра ¬олодарский, он любит выставл€ть рейтинги. “ы в эти вещи не веришь?
- я противник эталонов, более того, € считаю, что эталон может быть только один: эталон вкуса или эталон безвкусицы. » есть блюдо вкусное, блюдо невкусное, пиво вкусное, пиво невкусное.  артофель можно пожарить так, чтобы был вкусный, а можно пожарить, чтобы был сыроватый. я противник голых королей, € тот мальчик, который не боитс€ сказать королю, что он голый. ћногие в ”краине, именно из-за нехватки собственного сло€ попул€рной культуры, беллетристики, из-за нехватки всего своего, во-первых, ориентируютс€ на чужие образцы и, во-вторых, пытаютс€ показать, что у нас есть вершина, которой мы еще не достигли, но к которой только нужно стремитьс€ Ц писать только так, снимать только так.
 ак говорил мой очень хороший знакомый, продюсер ёрий ћинз€нов, сегодн€ выпускники  арпенко- арого, молодые режиссеры грез€т "ѕлеменем" —лабошпицкого. я считаю "ѕлем€" ћирослава —лабошпицкого одним из лучших образцов современного украинского кино, вообще последней четверти века. Ёто вестерн, как по мне, просто специфический вестерн. Ёто авторское кино, сн€тое по законам вестерна. я его смотрел на одном дыхании. я очень высоко ценю этот фильм. Ќо когда его начинают копировать дес€тки и дес€тки молодых создателей только дл€ того, чтобы сн€ть фестивальное кино и поехать с ним на международный фестиваль
- ќчень дельна€ мысль, что мы имеем будто абсолютные образцы, что у нас будто есть "высока€ литература", а жанровой почти не было. ј именно жанрова€ €вл€етс€ таким способом привлечени€ людей к украинскому €зыку. Ќе кажетс€ ли тебе, что за эти 25 лет все-таки сформировалась истори€ попул€рной литературы, попул€рных жанров, есть люди, которые пишут книги, пригодные дл€ повседневного чтени€.
-   сожалению, их не так много. ѕочему говорю "к сожалению"? ѕотому что надо, чтобы была конкуренци€ между ними.  ак говорил јлександр —окуров, призыва€ ѕутина освободить —енцова, "этот режиссер должен соревноватьс€ со мной на фестивал€х". —омнительна€ попытка освободить таким образом —енцова, но тем не менее тезис остаетс€. я увидел на фестивале Quais du Polar (фестиваль детективного романа, который проходит в Ћионе, ‘ранци€, - "јпостроф") только французских авторов Ц полсотни. » это не все, это только приглашенные, и это в одном сегменте криминальной литературы. ј еще были британские авторы, был эстонец, пол€к, был из √абона автор. ќказываетс€, в √абоне пишут больше таких книг, чем в ”краине. я не хочу ни в коем случае унизить √абон, € хочу сказать "ай-ай-ай" ”краине, надо брать пример со стран, где более-менее развиваетс€ жанрова€ литература. ¬ ———– какое-то издательство издало в серии "—овременный детектив" детектив из  ении. “о есть даже в  ении люди пишут, а у нас по многим причинам Ц нет. ≈сли говорить о писател€х, то каждый в ”краине хочет быть ƒжойсом, но никто не хочет быть —тивеном  ингом. ≈сли говорить о режиссерах, каждый хочет быть “арковским или, по меньшей мере, —лабошпицким, но никто не претендует, чтобы быть “арантино, –обертом «емекисом, ƒжеймсом  эмероном или —тивеном —пилбергом. ћы не говорим о бюджетах, Ѕоже упаси, но —тивен —пилберг тоже начинал с небольших бюджетов. ¬ конце концов, польские "¬а-банк" или фильмы с Ѕогуславом Ћиндой в 90-х годах. –азве осваивали пол€ки тогда большие бюджеты? Ќет.
- ћы с тобой оба вышли из определенной эпохи, тогда очень много говорили о том, что культура, искусство, литература, кино могут воспитывать человека. —обственно, способны ли они это делать? » могут ли они это делать в сегодн€шней ”краине?
- ≈сли говорить об искусстве, то оно Ц претенциозное. я бы говорил о культуре, потому что культура входит в массовое пон€тие, "массовое искусство" ты не скажешь, это будет перекручивание. “ак вот, именно культура и только культура способна воспитывать широкие слои населени€. я приведу пример. я написал две книги, одна к 20-летию украинской независимости, втора€ Ц к 25-летию. ” мен€ была возможность изучать публикации в газетах еще доинтернетной эпохи, чтобы составл€ть на каждый год наиболее рейтинговые событи€, о которых писали. » вот когда складываешь это все в кучу, например, за 20 лет, и рисуешь кривую успехов из года в год во внешней или внутренней политике, то оно идет все вниз или идет ровно. Ќо что касаетс€ культурных инициатив, культурных достижений Ц мы этого не замечаем, нам кажетс€, что у нас ничего нет Ц но крива€ неуклонно шла вверх. » почему это происходит? ѕотому что кто, как правило, задавал тренды? Ћюди, независимые от государства. Ћюба€ государственна€ инициатива проваливалась. я надеюсь, что сейчас из государственной инициативы Ц это государственна€ поддержка кино Ц все же что-то хорошее и будет, стало выходить много фильмов.
ѕисатель јндрей  окотюха: ≈сть схема, по которой можно объединить украинцев/»звестный писатель ищет аналоги сегодн€шних событий в украинской истории


- »менно культура и способна воспитывать широкие слои населени€

‘ото: phl.ua
- Ѕезусловно, это очень важный закон (в марте ¬ерховна€ –ада прин€ла закон "ќ государственной поддержке кинематографии в ”краине", - ред.). ј как ты думаешь, будет способствовать развитию украинской литературы, скажем, то, что поставили заслон перед российской книгой у нас?
- –азвитию украинской литературы, украинского книгоиздани€ будет способствовать тот закон, который гарантирует, чтобы в каждом городе был, по меньшей мере, один книжный магазин. я знаю массу городков, где 16-20 тыс. людей живут, и где нет ни одного книжного магазина, вообще доступа к этому нет.
- “о есть все-таки государство должно быть инициатором, чтобы они открывались? »ли нужно создать более комфортные услови€ дл€ того, чтобы частный бизнес мог это делать?
-  омфортнее всего дл€ частного издательского бизнеса Ц чтобы было как можно больше мест дл€ сбыта продукции, и чтобы люди, у которых нет доступа к магазинам, ходили в библиотеки за книгами. ¬от что поможет, а не кака€-то там пр€ма€ финансова€ дотаци€ или другие факторы.
я бы обратилс€ к опыту такой страны, как јмерика. ≈е строили мигранты, поселенцы, которые вытеснили коренное население оттуда, будем называть вещи своими именами. ќни закрепились, начали строить города, а потом по€вились люди, которые начали писать книги о них же.  ниги о том, как поселенцы, преодолева€ трудности, боролись с врагами и становились насто€щими американцами, назывались вестернами.
- я в тебе всегда подозревал поклонника ћайна –ида и ‘енимора  упера.
- Ќо от востока до запада јмерики эти книги, а потом комиксы о местных геро€х, повсюду продавались. ќни не раздавались, как газета "¬ести", а везде продавались. » именно совместные истории о геро€х, которые были всем пон€тны, объединили кучу народов в одну единую нацию, котора€ сегодн€ экспортирует демократию по всему миру. ¬от кака€ польза от культуры, и вот по какой схеме мы могли бы развиватьс€. Ќа самом деле, по такой схеме шел тот же —оветский —оюз. я умру, но узнаю, кто придумал это делать в —оветском —оюзе уже после того, как закончилась оккупаци€ всех стран-сателлитов, когда российские большевики завоевали себе  авказ, ”краину, Ѕеларусь, —реднюю јзию, кто придумал сначала ликвидировать безграмотность, а потом запустить те книжки, которые люди уже грамотные должны читать. ¬от именно поэтому мы не можем из себ€ выдавить эти 74 года советской власти, потому что были сформированы в определенной степени искусственно чапаевы и другие супергерои советской эпохи, "неуловимые мстители", "штирлицы", их смотрели от ¬ладивостока до Ѕреста. » вот такие персонажи сшивали несшиваемое. Ќад этим можно сме€тьс€, но выдавить из себ€ мы это не можем. ‘илипп »льенко, глава √оскино, говорит с грустью, что мы до сих пор цитируем советские фильмы, но даже он сам может врем€ от времени их процитировать.
- я вспоминаю об очередной экранизации твоего романа (фильм "„ервоный" по одноименному роману јндре€  окотюхи должен выйти в прокат 24 августа 2017 года, - "јпостроф"), и здесь есть один такой неожиданный момент вообще дл€ украинской литературы. ћы очень часто как наци€ представл€ем себ€ в роли жертвы и последние 25 лет все равно все врем€ на что-то жалуемс€. ј ты предлагаешь, как мне кажетс€, совершенно противоположный тип геро€, который не чувствует себ€ жертвой, а, наоборот, он Ц борец. —ознательным ли дл€ теб€ был такой ход? »ли это нека€ реальность подсказала?
- Ёто подсознательно, потому что € никогда себ€ не чувствовал жертвой. Ёто фильм о человеке, который т€нетс€ к свободе, который разрывает, пафосно говор€, эти оковы. Ќо т€га к свободе Ц это бэкграунд не только "„ервоного". “€гу к свободе мы помним у Ёдмона ƒантеса из "√рафа ћонте- ристо".
- Ќо это ‘ранци€, это ƒюма, а € тебе говорю про эту землю, где мы.
- ј € не раздел€ю.  огда € писал "„ервоный", сначала написал третью часть, котора€, собственно, и легла в основу фильма "„ервоный", часть лагерную, в которой украинские повстанцы вырываютс€ из лагерей, а потом писал первую и вторую. » именно треть€ часть, как мне уже пишут п€тый год читатели (уже семь изданий книга выдержала), трогает их больше из-за стремлени€ к свободе. "ѕолуночный экспресс" јлана ѕаркера, "ѕобег из Ўоушенка" по —тивену  ингу, сериал "ѕобег из тюрьмы", вообще все, что св€зано с побегом из тюрьмы, с влечением к свободе, "ѕобег из јлькатраса", был такой фильм с  линтом »ствудом, Ц это делает "„ервоный" универсальной историей, а не только украинской. ѕотому что человек рожден свободным, и ситуаци€ несвободы дл€ него дика. ƒаже дл€ √аннибала Ћектера ситуаци€ несвободы дика, и он делает все возможное, чтобы вырватьс€.
ѕисатель јндрей  окотюха: ≈сть схема, по которой можно объединить украинцев/»звестный писатель ищет аналоги сегодн€шних событий в украинской истории

- когда € писал "„ервоный", сначала написал третью часть, котора€ собственно и легла в основу фильма "„ервоный", часть лагерную, в которой украинские повстанцы вырываютс€ из лагерей, а потом писал первую и вторую. » именно треть€ часть, как мне уже пишут п€тый год читатели (уже семь изданий книга выдержала), трогает их больше из-за стремлени€ к свободе
‘ото: vgolos.com.ua
≈сли забыть о том, что украинцев всю их жизнь гнобили, а вспомнить о том, что существуют универсальные формулы, которые украинцам тоже не чужды, а это Ц любовь, борьба и победа ѕричем желательно, чтобы была победа и чтобы никто не погибал, как јлександр ћатросов, не бросалс€ на амбразуру ради каких-то идеалов. «а идеалы надо не умирать, за идеалы надо жить. ¬от это бэкграунд не только фильма "„ервоный" и не только того, что пишу €, а вообще всей остросюжетной жанровой литературы, не об€зательно приключенческой. Ћюбовный роман: женщина идет к мужчине, чтобы его завоевать, чтобы встретились два одиночества. Ёто, собственно говор€, "перемога", а не "зрада". ≈сли говорить о фантастике, то надо на космическом корабле, условно говор€, долететь до определенной звезды. ” героев есть перед собой цель, которой они достигают. » это проблема многих авторов, в том числе украинских, они себе не могут сформулировать логлайн истории, чего хочет твой герой, к какой цели он идет, какое сокровище он хочет дл€ себ€ найти в конце рассказа, чего хочет получить. ¬ основном пишут о том, какие все несчастные, как мир против них.
- “о есть ты сознательно такие схемы, вз€тые из лучших образцов жанровой западной литературы, имплантируешь в свое творчество и пытаешьс€ по этим критери€м делать и свои книжки?
-  ак говорил один мужчина с казацким чубом, который посто€нно ходит в вышиванке, € видел с ним по телевизору интервью: "Ёто мое внешнее про€вление внутреннего состо€ни€". “о, что € пишу, Ц это подсознательное внешнее про€вление моего внутреннего состо€ни€: никогда не сдаватьс€, всегда быть настроенным на дело и на победу, когда идти напролом, когда в обход, но всегда вперед, не останавливатьс€.
—егодн€ очень просто многим говорить, что "€ в советские времена не читал украинской советской литературы, типа √ончара, потому что она мне была отвратительна". я такого не могу сказать, € не борец, € не диссидент. ћне просто было неинтересно читать "«наменосцев", потому что € подсознательно чувствовал, что там ложь на лжи, не говор€ уже о переоцененном "—оборе", где хорошие коммунисты борютс€ с плохими коммунистами. ’от€ хороший коммунист Ц это мертвый коммунист. —ловом, с возрастом подсознательное оформл€етс€ в сознательное. ≈ще лет 20 назад € это чувствовал, но объ€снить не мог. —егодн€, приобрет€ опыт, € это объ€снить могу.
- я вижу, что все чаще ты своих героев находишь в прошлом. ј в современности ты видишь такого геро€, который имеет эту жажду свободы, желание быть действительно свободным и побеждать?
- —ейчас мы подходим к очень опасной теме. я скажу так: если тво€ фамили€ не ∆адан, то художественна€ книга, написанна€ о геро€х нашего времени, о насто€щем, продаватьс€ не будет.
- “ы думаешь, такова психологи€ читател€?
- я это знаю. —егодн€ лидеры книжного рынка Ц а € хочу верить, что € работаю на книжный рынок Ц это детска€ литература и литература историческа€. ’очу напомнить, как —ергей —оловьев сн€л "јссу", он перед этим был фестивальным режиссером, получал приз за призом, но когда увидел, что на премьеру "„ужа€, бела€ и р€бой" привезли два грузовика солдат, он подумал: "≈лки-палки, € что Ц не могу сн€ть фильм, на который пойдут без принуждени€, на который будут покупать билеты и сто€ть в очереди?" » так по€вилась "јсса". » так же было у мен€ с "„ервоным".
ƒо "„ервоного" написанные мною книги, те же детективы на современную тематику, имели тираж от 1 тыс. до 2 тыс. всего-навсего, переизданий не было, притом, что они где-то номинированы и все такое прочее. Ќо это болезнь всех авторов, которые пишут на современную тематику: что бы ни написал, более 2 тыс. экземпл€ров ты не продашь. "—емга" —офии јндрухович Ц 2 или 3 тыс. экземпл€ров первого тиража, потому что на современную тематику. ј вот исторические романы после "„ерного ворона" Ўкл€ра пошли стремительно вверх, сегодн€ больше, чем у "„ерного ворона", нет тиражей ни у кого. я считаю, что, несмотр€ на все нюансы, которые есть вокруг этого романа, 300 тыс. тиража Ц это уже само по себе будто ты собрал стадион. » каждый стремитс€ собрать стадионы. » так по€вилс€ "„ервоный", потому что этого требовали читатели. » оказываетс€, что, если ты пишешь исторические романы, а тем более о 20-м веке, об этих движени€х сопротивлени€, ищешь героев там, ты убиваешь двух зайцев. ѕервый Ц твои книги будут выходить тиражом более 2 тыс. экземпл€ров и даже будут переиздаватьс€. ¬торой за€ц, которого ты убиваешь: если брать львовскую серию, у мен€ п€тый роман называетс€ "Ћюбовница с площади –ынок", если берешь период первой оккупации Ћьвова, то ты находишь там очень интересное
- 1940 года ты имеешь в виду?
- 1914-го Ц когда впервые русска€ арми€ во врем€ ѕервой мировой войны туда зашла.  ак туда зашла российска€ арми€? ¬ ¬осточной √алиции существовало сообщество москвофилов, более 25 лет в каждом селе была изба-читальн€, они там свои аналоги "¬естей" распростран€ли кругом
- ќчень напоминает, кстати, последние дес€тилети€ в ”краине с российскими культурными центрами.
- » у них было большое финансирование из-за рубежа, в частности из –оссии.  огда начиналась ѕерва€ мирова€ война, они начали кричать "царь-батюшка, приди". » царь-батюшка пришел, и ему вынесли ключи от Ћьвова в сент€бре 1914 года. Ќо когда эти коллаборанты вынесли ключи от Ћьвова, они думали, что они окажутс€ на первых рол€х, а они оказались на третьих. Ќачали завозить во Ћьвов из “улы, из “вери всю эту администрацию, аутентичных русских начали завозить. Ёто ничего не напоминает? ќчень интересно мне самому находить подобные аналоги. »ли вот будет шестой роман этой серии - "Ѕеглец из Ѕригидок", о сечевых стрельцах, том, как они пытались адаптироватьс€ в мирной жизни, и как их пытались использовать из пропагандистских соображений те, кого мы называем шпионами. ј вз€ть легендарную гибридную войну Ц это 1917-1921 годы, перва€ украино-российска€ война была по такому же принципу, шли сюда "спасать" украинский народ от буржуазных националистов. —ловом, очень много находил аналогов в том времени. ≈динственное, надо беллетризовать это все и желательно сн€ть на основе этого фильм Ц и не один. Ќо перва€ книга серии "јдвокат с Ћычаковской" уже будет экранизироватьс€ режиссером «азой Ѕуадзе. я надеюсь, что финансово мы пот€нем, потому что уже и польска€ студи€ " адр", котора€ снимала упом€нутый "¬а-банк", присоединилась. ≈сли все будет хорошо, в следующем году начнутс€ съемки...

≈ще по теме

ќльга —ер€бкина дала откровенное интервью

ќльга —ер€бкина дала откровенное интервью

17-04-2017, 20:15
’арьковские школы получили новую художественную литературу

’арьковские школы получили новую художественную литературу

4-04-2017, 16:40
»ван ћалкович: ѕушкина и Ћермонтова можно издавать в ”краине/”краинский изд ...

»ван ћалкович: ѕушкина и Ћермонтова можно издавать в ”краине/”краинский изд ...

5-02-2017, 15:11
ѕропаганда и трэш: надо ли ”краине запрещать российские книги/¬ обществе ра ...

ѕропаганда и трэш: надо ли ”краине запрещать российские книги/¬ обществе ра ...

20-10-2016, 18:44
Ўарапова: ћо€ книга будет очень честной

Ўарапова: ћо€ книга будет очень честной

6-02-2016, 01:05
—равниваем книгу и кино, что лучше?

—равниваем книгу и кино, что лучше?

2-12-2015, 14:40
—оциум

–едактор раздела —оциум
Ќаписать на e-mail