| | —оюз труда и оде€ла
—оциум

—оюз труда и оде€ла

—оюз труда и оде€ла
¬рем€ дороже денег дл€ каждого п€того росси€нина. Ќо большинство работников по установившейс€ в индустриальных экономиках традиции без проблем мен€ют восемь часов в день на денежный эквивалент. ј некоторые стрем€тс€ избавитьс€ от времени совсем.ѕролетарские идеалыЂУ¬осемь часов дл€ труда, восемь дл€ сна, восемь Ч свободныхФ Ч вот наиболее попул€рна€ трехчленна€ формула дл€ выражени€ давних ча€ний пролетариата в области использовани€ его времени. ƒо сих пор максимум общественного внимани€ привлекал к себе, разумеетс€, лишь первый, наиболее существенный член этой формулы. ¬осемь часов дл€ труда. Ёту норму нужно было завоевать. Ќо революци€ 1917 года уже дала русскому индустриальному пролетариату это завоевание. » теперь уместно спросить: в какой же мере после указанного завоевани€ осуществлена вс€ наша трехчленна€ формула?ї Ч писал советский экономист —танислав —трумилин в 1922 году.—пуст€ п€ть лет после прин€ти€ —овнаркомом декрета о восьмичасовом рабочем дне (опубликован 12 но€бр€ 1917-го по новому стилю) —танислав —трумилин пришел к обескураживающему выводу. »з трех частей формулы, предложенной –обертом ќуэном в начале XIX века и ставшей основой нового трудового распор€дка, мало-мальски соблюдаетс€ одна: русский рабочий, если учесть на круг более продолжительный сон в праздники, действительно спал примерно восемь часов в день.Ђ„то же касаетс€ об€зательного трудового дн€, Ч писал —трумилин, Ч то он в среднем не ниже 11,75 часа, а дл€ женщин, работающих на фабрике, даже значительно больше Ч до 14 часов в сутки, из которых на платную работу выпадает только восемьї, Ч остальное составл€ли об€зательные домашние работы. акое уж в этих услови€х чтение газет, какое саморазвитиеЕ Ђ¬с€кий свободный день и час нашей быстротекущей жизни, который русский пролетарий сможет оторвать от своей об€зательной повседневной работы дл€ свободного творческого труда Ч ради саморазвити€ и борьбы за светлое будущее своих детей, за будущее пролетариата, Ч это врем€ нельз€ расценить на деньги. ¬от почему, Ч писал —трумилин, Ч нам хотелось бы, чтоб как можно скорее пришел тот желанный час, когда мы научимс€, наконец, ценить свое врем€ по достоинству и когда в ответ на передовой лозунг буржуазной јмерики Ч Ђврем€ Ч деньгиї Ч мы услышим другой, еще более прогрессивный клич освобождающегос€ российского пролетариата: Ђ¬рем€ дороже денег!ї.—ейчас, безотносительно к приверженности пролетарским ценност€м и роду зан€тий, с подобным лозунгом согласились бы, по данным глобального опроса Gfk, 23% росси€н против 31% в среднем по миру и 29% в —Ўј.¬рем€ остаетс€ деньгами.ѕромышленный роман с часами—оюз работы, времени и оплаты сложилс€ к концу XVIII века, напоминает американский социолог Ѕенджамин —найдер (см. The Disrupted Workplace: Time and the Moral Order of Flexible Capitalism).— механизацией труда врем€ превратилось в товар: труд измер€лс€ в часах, проведенных рабочим на фабрике, и зарплата соответствовала этому времени.¬рем€ оказалось структурированным извне: график работы рассказывал, когда, где и в каком пор€дке (по последовательности заданий) работник должен расходовать свою психическую и физическую энергию, а механические часы стали дл€ работодателей способом контролировать соблюдение этого графика.ѕозже к этому Ђкнутуї добавилась Ђморковкаї Ч представление о выгодах, которые сулит долга€ интенсивна€ работа: профессиональный успех, самореализаци€, безопасный выход на пенсию. —ловом, карьера. » хот€ фактически она была (и остаетс€) главным образом привилегией Ђбелых воротничковї, сама иде€ такого предсказуемого будущего оказалась привлекательной и была восприн€та даже теми работниками, у которых на продвижение по службе нет шансов.Ђ‘иксаци€ рабочего времени, сдельные ставки, сменна€ работа и в конечном счете карьерна€ модель зан€тости стали дл€ работодателей инструментами создани€ надежных, преданных делу, энергичных работников, необходимых дл€ массового промышленного производстваї, Ч подчеркивает —найдер.“ака€ Ђколичественна€ї модель времени еще остаетс€ доминирующей, особенно на Ђпромышленно-бюрократическихї рабочих местах.Ќо дл€ постиндустриальной эпохи она оказалась слишком жесткой: Ђгибкий капитализмї предпочитает платить не за хронологическое врем€, а за качественное, то есть за выполненные задачи, и не €вл€етс€ сторонником бессрочного найма.Ѕолее того, по наблюдени€м —найдера, работники относ€тс€ к Ђгибкомуї подходу с изр€дным энтузиазмом, наход€т свою работу увлекательной и осмысленной, смену де€тельности из-за прекращени€ контракта Ч интересным опытом и в целом чувствуют себ€ свободнее.’от€ объективно, полагает —найдер, отсутствие фиксированного рабочего времени и предсказуемой карьерной траектории лишает людей личного времени, не дает возможности восстановитьс€ после работы и негативно вли€ет на состо€ние здоровь€ и личную жизнь.–оссийский опыт¬полне очевидно, что при всех различи€х между американским и российским рынками труда в –оссии можно встретить похожие по признаку отношени€ к рабочему времени категории работников.¬ частности, в неформальном секторе отношение к рабочему времени часто неформальное (в частности, в выборке обследовани€ бюджетов времени населени€, проводившегос€ –осстатом в 2014 году, оно не фиксировано у каждого третьего работника этой категории). » тем более сравнительно редко (в 40% случаев) разграничивают свое врем€ люди, не €вл€ющиес€ наемными работниками.—итуаци€ действительно стрессова€, и, например, фрилансеры признаютс€, что порой чувствуют себ€ как выжатый лимон: врем€ от времени им приходитс€ работать в крайне напр€женном режиме, Ђспать по четыре часа в деньї, и этот период смен€етс€ периодом апатии и бездействи€.¬ чем-то, надо признать, подобный режим напоминает тот распор€док, которого придерживались кресть€не-единоличники в исследовании —трумилина: летом их рабочий день продолжалс€ по 14Ц15 часов, зимой Ч сокращалс€ до 3,5 часа, при этом масса времени тер€лась в прокрастинации.ЂЌераспределенный бюджет времениї, в который были включены Ђвсе те длительные паузы, в которые наш медлительный на решени€ кресть€нин почесывает свой затылок и по€сницу после каждого дела, прежде чем прин€тьс€ за какое-нибудь иное дело или бездельеї, —трумилин оценивал в тыс€чи часов в год: Ђѕо праздникам, на свободе, наш кресть€нин чешет у себ€ в потылице от 7 до 10 часов в день, а в рабочие будни даже зимой он становитс€ гораздо поворотливее и сокращает это интересное зан€тие почти вдвое, а в еще более гор€чие летние будни Ч раз в двадцать, до получаса в деньї.¬рем€ оказываетс€ неровным, но это врем€, которое люди структурируют самосто€тельно. » при всей неравномерности нагрузки и стрессах они цен€т эту возможность.Ќапример, исследование ƒениса —требкова и јндре€ Ўевчука из ¬ЎЁ (Ђѕерепись фрилансеровї, 2014) показало, что в списке трудовых ценностей она делит второе место с размером заработков (70%) и не так уж сильно отстает от Ђтворческой работыї (76%).ƒл€ сравнени€: 77% штатных сотрудников организаций поставили на первое место зарплату, все остальные факторы отметили меньше 40%. “акое различие в ценност€х, очевидно, св€зано и с тем, что лишь 3% фрилансеров готовы полностью отказатьс€ от этой формы зан€тости ради карьеры Ђв качестве наемного работникаї.ѕохожие настроени€ характерны и дл€ людей, зан€тых в Ђгаражной экономикеї, которые в отличие от фрилансеров, ищущих заработка по освоенной специальности, осваивают новые специальности, чтобы заработать.Ђя не встречал УгаражниковФ, которые бы сильно страдали от отсутстви€ формальной зан€тости, Ч говорит профессор ¬ЎЁ —имон  ордонский.Ч ќни обычно не ищут работу в формальном секторе. » по отношению к ним, как мне кажетс€, неприменимо само пон€тие труда. »х зан€тость Ч не труд, она вписана в обыденность. Ёто ведь то состо€ние, когда нет разделени€ на труд, свободное врем€ и отдыхї.ћожно предположить, что четкого разделени€ времени труда и отдыха нет и у довольно многих наемных работников в формальном секторе. ’от€ в большинстве случаев (91% в выборке –осстата) врем€ начала и окончани€ рабочего дн€ в организаци€х все-таки фиксировано.Ѕегство от свободы„ем выше у человека уровень образовани€, тем проще ему организовывать свое врем€, будь то врем€, оставшеес€ после продажи работодателю своих часов, или врем€, изначально принадлежащее ему целиком.≈ще в исследовании —трумилина отмечалось, что Ђзависимость между уровнем культуры и профессиональной квалификацией рабочих про€вл€етс€ довольно выпуклої: чем выше была квалификаци€ рабочих, тем чаще они расходовали свободное врем€ на чтение книг, газет, посещение митингов и прочую общественную де€тельность.—редний уровень образовани€ с тех пор сильно вырос, но и сейчас свободное врем€ иногда оказываетс€ лишним Ч люди просто отказываютс€ организовывать его сами. ƒл€ работников, выпавших из привычного окружени€ (например, временные работники, приехавшие из других населенных пунктов) или просто чувствующих ущербность своей жизни, рабочее место становитс€ главным источником социальной идентичности, способом почувствовать принадлежность к какой-то общности. » они добровольно свод€т личное врем€ к нулю.Ђ” людей, зан€тых физическим трудом, который отчужден от образовани€, по-другому организовано врем€. –абочие на заводе пытаютс€ работать гораздо больше, чем восемь часов. ќни часто работают по 12 часов, во-первых, и, во-вторых, берут дополнительную работу, чтобы выходить в выходные. » если они не выход€т на работу, они чувствуют полную фрустрациюї, Ч рассказывает ƒмитрий –огозин, заведующий лабораторией методологии социальных исследований »нститута социального анализа и прогнозировани€ –јЌ’и√— и руководитель проекта фонда Ђ’амовникиї ЂЁтнографи€ рабочего местаї.»скать причину таких переработок в деньгах можно, но не совсем правильно: Ђѕон€тно, что здесь есть материальна€ заинтересованность: люди объ€сн€ют, что надо дет€м помогать или еще кому-то, но за этими словами видна и эмоциональна€ прив€занность, потому что мы фиксируем насто€щую фрустрацию, если человек не вышел работать в выходные. ‘рустрацию не из-за того, что он денег меньше получил (это вторично), а потому что в большей степени чувствует бессмысленность своего пребывани€ в этой жизни. Ћюди передают собственное врем€, получа€ взамен смысл, Ч подчеркивает –огозин.Ч ¬опрос о квалификации здесь вообще неважен Ч важно, что ты присутствуешь на работе и ты уже не хоз€ин этого времени Ч твое врем€ уже организовано кем-то другим, и это легитимирует твое присутствие в этой жизни, твой неуспех в семье или что-то еще. Ёто не труд, это организаци€ смысла своего пребывани€, здесь и сейчасї.Ќјƒ≈∆ƒј ѕ≈“–ќ¬ј...

≈ще по теме

ћинистр труда сообщил, что в –‘ могут ввести двухчасовый рабочий день

ћинистр труда сообщил, что в –‘ могут ввести двухчасовый рабочий день

2-06-2017, 18:40
”ченые посчитали безопасное дл€ здоровь€ количество рабочих часов

”ченые посчитали безопасное дл€ здоровь€ количество рабочих часов

3-02-2017, 16:48
»спани€ собралась изменить часовой по€с дл€ повышени€ производительности тр ...

»спани€ собралась изменить часовой по€с дл€ повышени€ производительности тр ...

16-12-2016, 12:20
—ократить рабочий день предложили в  азахстане

—ократить рабочий день предложили в  азахстане

29-06-2016, 14:35
¬ »спании собираютс€ отменить сиесту

¬ »спании собираютс€ отменить сиесту

5-04-2016, 14:55
Ѕаланс рабочего времени на 2016 год  азахстан (“јЅЋ»÷ј)

Ѕаланс рабочего времени на 2016 год  азахстан (“јЅЋ»÷ј)

14-01-2016, 01:32
—оциум

–едактор раздела —оциум
Ќаписать на e-mail