| | Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)
Шоу-Биз и культура

Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)

Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)

Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)
14.09.16 11:19
Екатеринбург, Сентябрь 14 (Новый День, Ольга Тарасова, Семен Саливанчук) – Завтра в Екатеринбургском театре оперы и балета состоится премьера оперы «Пассажирка» Моисея Вайнберга – первое в России сценическое прочтение произведения. Ломаный ритм музыки, в которой слышится лязг замков камер Освенцима, и дымящие трубы крематория на сцене не оставят равнодушными даже самых крепких зрителей. История одной заключенной и одной надзирательницы даже в музыкально-сценическом воплощении поднимет перед глазами все ужасы Холокоста.
Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)

Опера Моисея Вайнберга была написана по повести «Пассажирка из каюты 45» одной из бывших узниц Аушвица Зофьи Посмыш. Посмыш задумалась: что бы она почувствовала на месте надзирательницы, которая следила за ней в Освенциме, встреться они спустя много лет после войны? По сюжету «Пассажирки» бывшая эсэсовка Анна Лиза Франц плывет со своим мужем, успешным дипломатом, в Бразилию. Внезапно на палубе она встречает женщину, похожую на узницу Освенцима Марту, которую когда-то выбрала в свои помощницы из числа заключенных, но которая должна была умереть в страшных муках. Вся жизнь Лизхен в момент начинает рушиться: перед глазами мелькают воспоминания из концлагеря. И не понятно – перед кем она пытается оправдаться за свое эсэсовское прошлое: перед Мартой, мужем или собой.
Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)

Прошлое в Освенциме не забудет никто: ни тот, кто там работал, ни тот, кто рисковал быть расстрелянным в любой миг. Освенцим на сцене Оперного театра забыть тоже нелегко. Еще до начала спектакля вы будто попадаете в газовую камеру – занавес сделан по настоящей фотографии стены такой камеры из Аушвица, а клубы дыма дадут вам увидеть то, что видел каждый погибший в концлагере в последний миг своей жизни. Декорации и костюмы вообще созданы почти с документальной точностью – для этого создатели спектакля ездили в Освенцим и изучали каждый камушек. Трубы крематория, в котором сжигали 20 тысяч человек ежедневно, на сцене натурально дымятся, эсэсовец за столом сетует: «Жаль, трупы горят хуже дров». Нары стоят длинными рядами, перед ними в несколько рядов – обезличенные муками узники, многие из которых уже умерли где-то внутри. Смотреть на это тяжело. Но именно это видит Лиза Франц, столкнувшись спустя много лет после войны с незнакомкой, разительно похожей на Марту. Ту самую Марту, которую она сначала выбрала в помощницы, с которой у нее завязалась внутренняя борьба: кто кого?
Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)

Ответ на этот вопрос не дает до конца не Посмыш в своей повести, ни Вайнберг в опере, ни режиссер «Пассажирки» в Оперном Тадэуш Штрасбергер. Кто из них пассажирка – та, что появилась на глазах у Лизхен? Или сама Лизхен?
«Вся история – это не только путешествие двух героинь на пароходе из Германии в Бразилию, это путешествие Лизы по своему внутреннему миру – что же она за человек такой, как она стала надзирательницей и отвечала за смерти тысяч человек? Да, после войны мы можем говорить, что все эти люди в лагерях – монстры, чудовища, занимались ужасными вещами. Но главный вопрос – как они стали такими чудовищами, ведь никто монстрами не рождается? И сегодня, на фоне всяких военных действий и беспокойств в мире, эти вопросы тоже актуальны: как обычные люди – дети, родители, студенты, профессора – как они становятся вовлеченными в страшные игры?», – говорит режиссер спектакля Тадэуш Штрасбергер.
Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)

Об этих внутренних метаниях Лизы, о страшных годах Холокоста не дает ни на секунду забыть музыка Моисея Вайнберга – резкая, непривычная для слуха, полная диссонансов. Даже в «мирном» джазе на палубе корабля слышится лязг защелок крематориев, выстрелы и резкая речь эсэсэвцев, которые выкрикивали не имена – номера тех, кто приговорен к смерти.
Опера «Пассажирка» – не из тех, на которые стоит пойти, чтобы отвлечься и приятно провести время. Этот спектакль заставляет в очередной раз задуматься: почему и как произошло то, что произошло в концлагерях?
Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)

«Мы не должны забывать о том, что случилось», – говорит с мониторов Зофья Посмыш перед спектаклем.
Премьерные показы «Пассажирки» в Екатеринбургском театре оперы и балета состоятся 15 -18 сентября. В следующий раз оперу можно будет увидеть только 22 октября.
Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)

Екатеринбург. Другие новости 14.09.16
В ночь перед выборами по парку ЦПКиО будут бегать люди. / Пять дворников стравили управляющую компанию и прокурора города. / Свердловские партийцы получили от спонсоров на выборы более 73 млн рублей. Почти треть этой суммы – пожертвования дорожников «Единой России».
Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш Whatsapp +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»
В рубриках
Екатеринбург / Уральский / Культура / Общество / Россия / Фоторепортаж / Последние новости...

Еще по теме

Путина и Медведева стали предлагать в качестве ведущих корпоративов (ФОТО)

Путина и Медведева стали предлагать в качестве ведущих корпоративов (ФОТО)

14-09-2016, 11:42
В ночь перед выборами по парку ЦПКиО будут бегать люди

В ночь перед выборами по парку ЦПКиО будут бегать люди

14-09-2016, 11:16
Бывший фельдшер Освенцима в возрасте 95 лет предстал перед немецким судом

Бывший фельдшер Освенцима в возрасте 95 лет предстал перед немецким судом

13-09-2016, 03:21
На сцене Освенцим и газовая камера – актеры Оперного репетируют и плачут (Ф ...

На сцене Освенцим и газовая камера – актеры Оперного репетируют и плачут (Ф ...

24-08-2016, 14:48
В Германии начинается суд над «проводником смерти» в Освенциме

В Германии начинается суд над «проводником смерти» в Освенциме

11-02-2016, 14:54
В Германии начался суд над 95-летним санитаром Освенцима

В Германии начался суд над 95-летним санитаром Освенцима

19-01-2016, 03:48
Шоу-Биз и культура

Редактор раздела Шоу-Биз и культура
Написать на e-mail